Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Медицина и общество Статьи
20 июля 2011, 14:44 X 10075 K 1

Электронная история болезни

В современном мире значение информационных технологий постоянно растёт, а сфера их влияния неуклонно расширяется. Вот и электронная история болезни (ЭИБ) постепенно превращается из диковинки в информационный инструмент, которым пользуются врачи многих медицинских учреждений. Между тем, вопрос о ведении медицинской документации полностью в электронном виде до сих пор остаётся дискуссионным.

Изначально словосочетание «история болезни» объединяло в себе несколько понятий: это и карта стационарного и амбулаторного больного, и само описание хода патологического процесса, и история развития ребёнка, и другая важная документация. Разработчики ЭИБ решили, что нужно формализовать прежний подход, предоставив медицинскому работнику для заполнения специальную электронную форму. В таких бланках принято указывать паспортные данные пациента и другие сведения, не имеющие прямого отношения к заболеванию. Разумеется, в карте публикуются и все данные о диагнозе,  назначенном лечении и сроках его проведения, состоянии больного и результатах анализов и дополнительных исследований.

Ещё одним важным направлением работы технических специалистов является создание АМР – автоматизированного рабочего места врача. Все знают, что на осуществление приёма одного пациента медику отведено совсем немного времени, из-за чего возникает ряд сложностей, а уж почерк врачебный разобрать и вовсе является задачей непосильной. Вот и решили разработчики, что наилучшим образом позаботится о каллиграфии участкового доктора компьютер. Он позволяет сэкономить много времени, а записи ведутся не в рукописном, а в электронном режиме.

В теории идеи перевода медицинской документации в электронный вид выглядят весьма привлекательно, но на практике реализация такого подхода наталкивается на ряд трудностей.

  • Любая история болезни – документ строгой финансовой отчётности. К его оформлению государством предъявляются жёсткие требования. Бумаги должны быть соответствующим образом заверены и снабжены необходимыми печатями, штампами и подписями. Оформить лист верно можно только на бумажном носителе. Соответственно, возникает необходимость постоянного дублирования электронной карты обыкновенной, и проблема бесконечных стеллажей с «макулатурой» в поликлиниках не решается. Пока электронная и бумажная версии имеют неравные права, компьютер сможет помочь врачу разве что, прикинувшись печатной машинкой.
  • До того, как в 2008 году был принят единый стандарт «электронной истории болезни», не было возможности упорядочить локальные медицинские информационные системы. Каждая клиника использовала собственные программы и вносила в карты пациентов те сведения, которые считала необходимыми. Введение единого общероссийского стандарта повысило безопасность медицинских данных, но и сейчас существует проблема конкретного заполнения баз данных. Вводимая в них информация по-прежнему носит в высокой степени субъективный характер.
  • На горизонте появляется и ещё одна проблема – отсутствие взаимодействия между базами данных медучреждений. Пациент, обращаясь за помощью в какую-либо клинику, в которой ранее не наблюдался, должен иметь на руках бумажные документы (выписки, карты, результаты анализов и т.д.), ведь программы в каждой больнице свои, локальные, недоступные больше никому. Информацию о нём специалисты новой клиники не смогут ни запросить, ни получить. Никакого сообщения между организациями не существует.

В зарубежных источниках уже давно имеются указания на разработку систем компьютерной поддержки принятия решений (СППР) по оказанию медицинской помощи пациентам. Суть в том, что эти программы могут подвергать ранее принятые врачом решения критическому анализу, предлагать в ответ на запросы адекватные лечебные меры, осуществлять ретроспективные обзоры с целью контроля качества терапии и выполнять ещё ряд полезных функций. Ранние версии таких систем использовались главным образом в качестве инструмента обучения студентов-медиков и будущих медсестер и нигде не были полностью интегрированы в клиническую практику.

Ясно одно – для внедрения в медицину электронных технологий необходима дальнейшая проработка правовой базы, решение вопросов, связанных с защитой конфиденциальности и обеспечением безопасности данных, а также нацеленность на улучшение взаимодействия между отдельными медучреждениями.


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
. Юрий 21 июля в 11:09  

Очень актуально, давно пора!