Ì

Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта
Войти
журнал
МЕД-инфо
справочник
лекарств и учреждений
консультации
задайте вопрос врачу
мобильные
приложения

ВИДЕО
Рубрики Темы

Актуальные новости

21 февраля в 03:13
Достижения санаторно-курортного комплекса страны представят на выставке «Россия»

19 февраля в 22:26
Психические заболевания показали наибольшую волатильность

04 февраля в 21:47
Рентген стопы в клинике «Семейный доктор»

17 октября в 18:05
Мэры городов обсудят новый порядок признания территории курортом

15 июня в 16:19
В МО почти 300 тыс. человек проконсультировались с врачом по итогам диспансеризации онлайн



Психиатрия и психология Статьи
24 октября 2014, 13:06 X 4396 K 0

Что такое интуиция и зачем она нужна

Успешных и удач­ли­вых людей можно назы­вать муд­рыми или умными, тру­до­лю­би­выми и талант­ли­выми, но все­гда при­ятно думать, что им про­сто повезло, что свою удачу они почув­ство­вали. Интуиция — зага­доч­ное и очень удоб­ное слово. Как биз­нес­мен уга­ды­вает, что его кли­енты захо­тят купить зав­тра? Как умуд­ря­ются писа­тели загля­ды­вать в буду­щее и опи­сы­вать его так, словно про­ка­ти­лись на машине вре­мени? А что помо­гает в обыч­ной жизни обойти сто­ро­ной дом, с крыши кото­рого упа­дет сосулька? Все эти вопросы, по боль­шому счету, сво­дятся к одному: как с высот нашей обра­зо­ван­но­сти и опыт­но­сти услы­шать себя? На эти вопросы отвечает журналист и общественный деятель Фатима Хадуева.

«Познай самого себя» — этот прин­цип древ­не­гре­че­ской фило­со­фии сбли­жает мыш­ле­ние и бытие настолько, насколько древ­ние греки в своей инту­и­ции могли при­бли­зиться к пони­ма­нию их тож­дества.

Все, что мы на быто­вом уровне назы­ваем чутьем, про­ни­ца­тель­но­стью или преду­смот­ри­тель­но­стью, на самом деле от рож­де­ния даро­вано при­ро­дой в каче­стве особо тон­кого меха­низма, запу­стить и исполь­зо­вать кото­рый можно научиться.

Чтобы глубже понять, как именно раз­вить инту­и­цию, я посто­янно наблю­даю за моими род­ными, детьми, дру­зьями, детьми дру­зей, пытаюсь чув­ство­вать, видеть, ося­зать и слы­шать, как они. И, наблю­дая за ними, я при­хожу к уди­ви­тель­ным открытиям. 

Именно в дет­стве чело­век зача­стую муд­рее и про­ни­ца­тель­нее любого взрос­лого, инту­и­ция хра­нит его во мно­гих слу­чаях лучше самых стро­гих нянь и самых любя­щих роди­те­лей. А излиш­нее умни­ча­нье, наоборот, уби­вает мно­гое из того, что зало­жено при рождении. Часто опи­сы­вают слу­чаи, когда люди, кото­рые должны были лететь на само­лете куда-либо, в послед­ний момент сда­вали билеты, а само­лет тер­пел кру­ше­ние. На вопрос: «Почему?» они отве­чали про­сто и емко: «Я почув­ство­вал, что надо отка­заться». Не есть ли это про­яв­ле­ние инту­и­ции в ее кри­стально чистом выражении?

Пер­вый вывод, кото­рый я сде­лала, каса­ется вос­при­я­тия мира. Мы, взрослые, для этого вклю­чаем все ресурсы голов­ного мозга и интер­пре­ти­руем его одним сло­вом: «пони­ма­ние». Дети же про­сто созер­цают. Представьте, насколько шире гори­зонт их созер­ца­ния без вынуж­ден­ного ана­лиза всего уви­ден­ного, услы­шан­ного, без попы­ток тут же найти ассо­ци­а­тив­ный ряд, при­чинно-след­ствен­ные связи, дать им объ­ек­тив­ную оценку. Дети не пони­мают, они пере­жи­вают или про­жи­вают уви­ден­ное, про­пус­кая всю инфор­ма­цию через себя. В конечном счете весь смысл нашего пони­ма­ния и логи­че­ского ана­лиза све­дется к про­стой интер­пре­та­ции тех или иных фак­тов. А потом мы будем интер­пре­ти­ро­вать сово­куп­ность десяти таких фак­тов, потом ста, тысячи и так далее, а в итоге мы где-нибудь обя­за­тельно сде­лаем ошибку и при­дем к абсо­лютно невер­ным выво­дам. Если бы дети могли выра­жаться наукообразно, они попы­та­лись бы объ­яс­нить, что жизнь, по их глу­бо­кому убеж­де­нию, ирра­цио­нальна.

Все, что мы на быто­вом уровне назы­ваем чутьем, про­ни­ца­тель­но­стью или преду­смот­ри­тель­но­стью, на самом деле от рож­де­ния даро­вано при­ро­дой 

Второе важ­ное откры­тие: наблю­дая за детьми, я научи­лась дру­жить с соб­ствен­ными стра­хами. Если чело­век не явля­ется сверх­че­ло­ве­ком, то он ощу­щает страх (тот или иной) в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. И чем выше наша обра­зо­ван­ность, соци­аль­ный ста­тус, чув­ство соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти, тем актив­нее мы начи­наем с этими стра­хами бороться. Мы побеж­даем в себе страх, раду­емся этому и не пони­маем, что кажу­ще­еся отсут­ствие страха бло­ки­рует инту­и­цию. Более того, иллю­зия пре­одо­ле­ния страха все­гда обман­чива, и он живет в нас тем силь­нее, чем ярост­нее мы уве­ряем себя в том, что побе­дили его. Дети учат про­жи­вать свой страх до конца, глу­боко и полно, осо­знанно отда­ваться ему. И чем глубже чело­век будет осо­зна­вать свой страх, тем быст­рее на помощь устре­мится инту­и­ция, пока­зы­вая един­ственно вер­ный путь. Наш страх — это и есть мы сами. Научившись его при­ни­мать и осо­зна­вать, мы учимся при­ни­мать себя.

Наблюдая за детьми, я постигла пре­муд­рость кон­такта с дру­гими людьми без помощи речи, исклю­чи­тельно на эмо­цио­наль­ном уровне. Современная моло­дежь часто упо­треб­ляет выра­же­ние «пой­мать волну». Могу ска­зать, что дети делают это в совер­шен­стве. Они невероятно четко настра­и­ва­ются на эмо­цио­наль­ную волну друг друга и даже посто­рон­него взрос­лого чело­века. По едва уло­ви­мым изме­не­ниям мимики, дро­жа­нию рес­ниц, при­под­ня­той брови или нерв­ному поти­ра­нию паль­цев дети узнают настро­е­ние собе­сед­ника, его наме­ре­ния и соот­вет­ственно реа­ги­руют. Интуитивные пред­чув­ствия и абстракт­ные идеи про­ис­хо­дят из того же источ­ника, где рож­да­ются эмо­ции, поэтому чем лучше чело­век умеет опре­де­лять эмо­ции людей, тем лучше он смо­жет тво­рить и общаться с помо­щью инту­и­ции. Уметь рас­по­зна­вать и обо­зна­чать эмо­ции, как свои, так и окру­жа­ю­щих людей — полезный навык.

Еще очень важно научиться выклю­чать в себе скеп­тика и вклю­чать любо­зна­тель­ного ребенка. Мне и раньше при­хо­дило в голову, что наш внут­рен­ний цен­зор и кри­тик сильно мешает жизни и успеху. У детей же не бывает фразы «не могу», они ей учатся у взрос­лых. Зато они посто­янно спра­ши­вают: «Как это сде­лать?». И мы даже не удив­ля­емся, когда двух­лет­ний ребе­нок тер­пе­ливо сидит возле отца, когда тот ремон­ти­рует авто­мо­биль, или возле мамы, когда та печет пирог. Для ребенка не имеет зна­че­ние, что он не знает тех­ники или кули­на­рии, не зна­ком с физи­кой и не полу­чил еще ника­кого обра­зо­ва­ния. Его прин­ци­пи­ально вол­нует сам про­цесс: «Как это про­ис­хо­дит?». Там, где ребе­нок не знает, вклю­ча­ется его инту­и­ция, и он пыта­ется постичь незна­ко­мый мир с ее помощью. Так вот, чем чаще мы будем давать себе пози­тив­ные уста­новки и чем реже будем вклю­чать кри­тика, тем более активно начнет рабо­тать интуиция.

Занимаясь мно­го­ча­со­выми бесе­дами с детьми, я в какой-то момент начала чув­ство­вать эпи­зоды неко­его оза­ре­ния. Находились ответы на вопросы, кото­рые меня мучили раньше. Я с блес­ком решала те задачи, кото­рые еще вчера каза­лись нераз­ре­ши­мыми. Это инту­и­ция зара­бо­тала на пол­ную мощь, так как я совсем не отвле­ка­юсь на ана­лиз, а про­сто даю ей раз­роз­нен­ные факты, и она ука­зы­вает мне вер­ный путь. 

Уметь рас­по­зна­вать и обо­зна­чать эмо­ции, как свои, так и окру­жа­ю­щих людей — полезный навык

Наконец, я поняла глу­бин­ную потреб­ность в том, чтобы пери­о­ди­че­ски выклю­чать себя из соци­ума, нахо­дить покой и радость в оди­но­честве. Очень часто, осо­бенно вече­ром перед сном, дети зами­рают в кро­ват­ках в оди­но­че­стве и пол­но­стью отклю­ча­ются от внеш­него мира. Они не знают слово «меди­та­ция», но про­сы­па­ются даже после корот­кого сна про­свет­лен­ными и отдох­нув­шими. Так вот, обладая спо­соб­но­стью слы­шать себя в оди­но­че­стве, чело­век смо­жет научиться слы­шать свой внут­рен­ний голос, даже когда он один, и рож­дать силь­ные и при­вле­ка­тель­ные инту­и­тив­ные идеи как раз тогда, когда они нужны.

У каж­дого из нас суще­ствует только одна чест­ная цель в жизни: про­жить ее счаст­ливо. Однако жизнь порой строже любого учи­теля. Если в дет­стве и юно­сти она нам посы­лает мало­зна­чи­тель­ные испы­та­ния, кото­рые никак не омра­чают суще­ство­ва­ния, то с годами ее розги ста­но­вятся жестче, а испы­та­ния суро­вей. Развитие же инту­и­ции помо­гает уви­деть знаки, кото­рые подает окру­жа­ю­щий мир, и учесть их до воз­ник­но­ве­ния опас­ных ситуаций.


Развитие инту­и­ции и сверх­чув­ствен­ного вос­при­я­тия поз­во­лит сосре­до­то­читься на том, что в нашей жизни дей­стви­тельно значимо. Вы научи­тесь со вре­ме­нем осо­знанно, вни­ма­тельно слу­шать себя. Вы будете готовы сле­до­вать за своей душой, куда бы она ни повела. Возможно, ино­гда вам захо­чется риск­нуть и поиг­рать с судь­бой в азарт­ные игры и бро­сить вызов миру. Мне самой это зна­комо. Но я уве­рена, что в подоб­ной ситу­а­ции только инту­и­ция под­ска­жет путь без­опас­ной победы и даль­ней­шего взрос­ле­ния. Не нужно бояться упасть. Важно знать, как ты потом будешь под­ни­маться!


Читайте также в рубрике «Статьи»

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться


Войдите на сайт


Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь, чтобы воспользоваться всеми возможностями сайта